Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт – это старинная достопримечательность с богатой многовековой историей. Прежде его называлась Мунгальским – такое название можно было встретить в древних китайских источниках, где впервые упоминается это место. Дорогу здесь начали строить в 1901 году, хотя к тому моменту от древнейшего письменного упоминания горной тропы прошло более тысячи лет.

Чуйский тракт

Нужда в проезжем пути ощущалась все острее с тех самых пор, как территории стал частью Российской империи (1756 г.) Десятки лет здесь ступала лишь нога купца или попа, направлявшихся к священному дереву, которая располагалась у истока речушки Катунь. Предприниматели остро нуждались в безопасном торговом маршруте, ведь для развития торговли в те времена постоянные перемещения были необходимостью. Трудно было перевозить товар без саней и телег, которые невозможно было провезти здесь. Кто ездил верхом, а кто перемещал ношу волоком.

Чуйский тракт

Торговля развивалась, однако дороги ещё не было. Чуйский торговый путь представлял собой крутую горную тропу. По опасной тропе передвигались только верхом. Невозможно было использовать ни сани, ни телеги, а на участке из Онгудая до Кош-Агача товары перемещались людьми волоком.

Первоначальная колесная дорога протянулась от Онугдая до Кош-Агача. Судьба ее составила несколько десятилетий. Идея о ее постройке зародилась еще во второй половине девятнадцатого столетия, но местный рельеф обещал строителям ряд трудностей: работа предстояла трудоемкая и дорогая, а средств не нашлось. К 1890 г. получилось хоть отчасти выровнять тропку и создать подобие нормального шоссе, но весной она все равно подводила путников. В начале двадцатого века все же смогли выделить 80 000 рублей на то, чтобы маршрут наконец проложили, но окончательное выполнение проекта оказалось скверным.

Чуйский тракт

Большой вклад внес инженер В.Я. Шишков, отправившийся в 1914 г. с экспедицией к основному алтайскому пути. Он со своей командой спроектировал карту, по которой в 1920-1930 гг. мучительно строилась трасса. Многие работники голыми руками работали на этом объекте преимущественно в нечеловеческих условиях, принося себя в жертву. Государство их не щадило. Помимо магистрали, были также сооружены мосты через реки Чую и Бию. По сей день ремонт центральной автомагистрали Алтая не прекращается: она беспрестанно дорабатывается и доводится до совершенства. Открытие перевала Чике-Таман в 1984 г. можно назвать последним из самых ярких событий прошлого этого шоссе. Она насчитывает около 7 сотен километров и представляет собой ровную поверхность, покрытую асфальтом. Благодаря трудам предком мы теперь можем ехать по ней в спокойствии и безопасности.

Чуйский тракт

В наши дни фотографии, архивные данные и удивительный объемный макет сооружения хранится в одноименном музее в Бийске. Именно отсюда, с нулевого километра в городе Бийске, и начинают отсчитывать протяженность, которая составляет около 630 км и заканчивается на границе с Монголией. Длинная поездка тут охватывает много красивых пейзажей и, на первый взгляд, незаметных местечек. Здесь и родина писателя и актера Василия Шукшина – село Сростки, и лазурного цвета горы, и журчащие полноводные речки, и густой травяной покров под стопами. Есть тут и такой населенный пункт – Майма, – где вам придется, словно очутившись в сказке, сделать выбор на развилке. Направо пойдешь – к подножию Белухи попадешь (той самой, из «Шамбалы» Николая Рериха), налево свернешь – к Телецкому озеру придешь. В действительности же здесь каждый поворот таит какую-то тайну и красоту, поэтому часто туристам не хватает даже целой недели, чтобы налюбоваться всеми ландшафтами.

Чуйский тракт

Чуйский тракт сейчас является не только дорогой федерального назначения Новосибирск-Новоалтайск, но, как уж подчеркивалось выше, главной транспортной линией Республики Алтай. National Geographic признал ее одной из десяти красивейших трасс мира.

Читать следующую статью
Новинка 2020
Сердце Алтая (11 дней)

Уникальный маршрут

Для знатоков Алтая

Усть-коксинский тракт

Предоплата 18 000 ₽/чел

Сердце Алтая

Весь Алтай, с севера на юг и с запада на восток. Размещение только на турбазах. 4 кардинальные смены пейзажей и высот. Вы увидите главную вершину и святыню Алтая – г. Белуха (4509 м) - без изнурительного трекинга. А также, сакральная Каракольская долина, природный комплекс Уч Энмек.

Ближайшая дата заезда:
(МЕСТ НЕТ)

11 дн.

Цена